Е. Ф. Писарева
Сложный состав человека
«СОВЕТНИК» — книги о счастье, здоровье и долголетии
Николай Левашов – счастливая звезда Человечества

Введение

Прежде чем говорить о сложности человеческого существа, необходимо познакомиться с тем, что Теософия понимает под «невидимыми мирами». В основе теософического миропонимания лежит идея единства Божественной Жизни: материя и дух лишь два ее выражения, два полюса, которые неразделимы в условиях пространства и времени; материя служит выражением для духа, и без нее дух не мог бы проявить себя, а дух организует и одушевляет материю, и без него материя оставалась бы в состоянии абсолютного, с нашей точки зрения, мертвого покоя.

Из единства жизни вытекает и единство духа и материи. Дух везде один и тот же, только в камне он скрыт наиболее глубоко, а в совершенном человеке раскрыт со всей полнотой, допустимой условиями земного существования. Точно так же и материя едина.

Новейшие научные исследования все более подтверждают эту истину. Так называемые основные атомы кислорода, водорода и других элементов не являются — по утверждению оккультной химии — первичными физическими атомами: они подлежат дальнейшему разложению до тех пор, пока в основе всех химических элементов не получится один и тот же физический атом. Если его разлагать еще далее, он утратит свойства физической материи, перестанет сжиматься от холода, расширяться от теплоты, перестанет повиноваться закону притяжения, но не уничтожится, а перейдет в состояние сверхфизическое, соответствующее какому-то иному, не нашему, миру.

Чтобы наглядно представить себе такой переход из одного состояния материи в другое, представим себе известную нам физическую материю последовательно в различных состояниях: в твердом, жидком, газообразном и, наконец, эфирном состоянии; допуская процесс дальнейшего перехода материи в еще более тонкие состояния, — а не допустить это было бы нелогичным, — мы получим сверхфизическое состояние материи, которое будет естественным продолжением физической материи; это сверхфизическое состояние материи образует невидимый астральный мир.

Астральная материя несравненно тоньше и подвижнее физической, имеет четыре измерения и подчиняется иным законам, но сохраняет четыре состояния различной плотности, аналогичные твердому, жидкому, газообразному и эфирному состояниям физической материи; продолжая ту же дифференциацию и с астральным атомом, приводя его в более и более тонкое состояние, мы получим, тем же путем, новое состояние материи, новый мир, который представляет собой продолжение астрального и носит в учениях Теософии название ментального мира. Таким образом, без всякого скачка, естественно и постепенно, совершается переход от известного нам физического мира в высшие области невидимых миров.

И не следует представлять себе, что эти «невидимые миры» начинаются где-то вдали от физического мира: они здесь, около нас, и только наша грубая невосприимчивость отделяет нас от них, и притом более действенно, чем это могли бы сделать миллионы верст в пространстве.

Чтобы эта мысль стала яснее, нужно помнить, что ни одна пара физических атомов не соприкасается между собой, все атомы имеют свое свободное поле действия и все как бы плавают в море окружающей их астральной материи. Чтобы понять взаимодействие различных состояний материи, нужно представить себе плотный земной шар насквозь проникнутым астральной материей, которая, как более тонкая, распространяется на значительное расстояние за пределы земной атмосферы; то же самое относится и к еще более тонкой ментальной материи, которая проникает всю астральную и физическую материю (каждый астральный атом как бы плавает в море ментальной материи) со всех сторон и простирается значительно далее, чем астральное состояние материи.

Допустив, что материя нашего физического мира проникнута более тонкими видами материи, которые не поддаются методам исследования, применяемым к материи физической, необходимо допустить, что и в состав человеческого организма входят более тонкая астральная и еще более тонкая ментальная материи.

Как же убедиться в этом? Учение о вибрациях, признанное наукой, доказывает, что все наши ощущения — результаты вибраций: так, теплота, которую мы ощущаем, есть не что иное, как действие тепловых вибраций; цвет, которым окрашены все окружающие нас предметы, есть действие световых вибраций на сетчатую оболочку нашего глаза и т.д.

Вся окружающая нас среда состоит из бесконечного количества вибраций, и из них только самая ничтожная часть достигает до сознания современного человека. Нетрудно себе представить, какая огромная перемена произошла бы с человеком, если бы он мог отвечать на все мировые вибрации. Эта перемена и происходит, но не вдруг, а очень медленно и постепенно, и она нам известна под широко распространившимся именем эволюции.

В сущности, вся разница между дикарем и современным интеллигентным человеком состоит в том, что последний воспринимает бесконечно большее количество вибраций, чем дикарь; точно так же и разница между человеком настоящего и человеком будущего сведется к тому, что последний будет воспринимать столь тонкие и быстрые вибрации, какие совершенно недоступны организму современного человека.

По мере расширения восприимчивости человека, будет раздвигаться и поле его сознания, и, притом, до тех пор, пока оно не перейдет за пределы физических явлений, после чего наступит его непрерывное общение с невидимыми мирами. Но для такого общения нужны иные органы восприятия, чем физические. И они уже имеются в зачатке у всех людей. Дальнейшее их развитие произойдет под действием таких же эволюционных законов, какие вызвали к жизни и те физические органы чувств, которыми мы обладаем на современной ступени развития.

Когда это развитие закончится, человек будет обладать непрерывным сознанием; он будет сознательно жить одновременно и на земле, и в высших мирах, с которыми на настоящей ступени развития мы приходим в сознательное общение лишь во сне и после смерти.

Но, и в настоящее время, существуют опередившие остальное человечество люди, обладающие такой непрерывностью сознания, которая позволяет им — при сохранении ясного, бодрствующего сознания — вступать в общение с невидимыми мирами, и им мы обязаны теми сведениями о сверхфизической природе Вселенной и человека, которые вошли в учения Теософии.

Сделав эти краткие предварительные указания, необходимые для уяснения дальнейшего, перейдем к рассмотрению строения человека с точки зрения теософических учений.

Общие понятия

Теософические учения о человеке определяют его как непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена. Другая же часть остается пока еще в состоянии скрытом. Сознание человека может действовать определенно на том или другом плане Вселенной, в зависимости от того, на сколько вибрации этого плана достигают до него.

Понять это нам помогут явления со струной. Мы знаем, что струна прозвучит той же нотой, т.е. данным числом колебаний, в ответ на ноту, изданную струной одинаковой с ней длины и напряжения; и она же останется немой среди целого хора нот, произведенных несоответствующими струнами. То же самое относится и к различным состояниям материи: каждое из них отвечает лишь на соответствующие этому состоянию вибрации.

На настоящей ступени развития человек вполне сознателен только на физическом плане, потому что только одно его физическое тело, проводник всех физических ощущений, развито вполне. Но, хотя на настоящей ступени развития, человек и не осознает астрального и ментального планов жизни, он, все же, живет на этих планах каждый раз, когда чувствует, мыслит или испытывает вдохновение.

И чем сильнее он чувствует и мыслит, тем полнее переносится его сознание из физической сферы в астральную, в мир чувства, или в ментальную, в сферу мысли. Мы знаем, что солдат в пылу битвы, когда все его сознание сосредоточено в его страстях и отвлечено от физической сферы, не чувствует своих ран; и только когда его возбуждение пройдет и сознание вернется в физическую среду, он начинает чувствовать боль в пораненном месте.

Или представим себе философа, решающего какую-нибудь отвлеченную проблему: он потеряет всякое сознание физических и астральных переживаний, его сознание перейдет всецело в сферу мысли, он будет отвлечен от телесной и эмоциональной жизни и сосредоточен в сфере мысли, т.е. на ментальном плане.

Таким образом, человек живет одновременно в трех мирах: физическом, астральном и ментальном, причем, то одна, то другая часть его сложной природы призывается поочередно к деятельности.

Теософия различает в человеке семь начал и эти семь начал разделяет на две группы: одна обнимает три высших начала, а другая — четыре низших.

Первая, называемая высшей Триадой, есть неумирающая часть человеческой природы, бессмертная индивидуальность, сохраняющаяся через все воплощения человека, его «дух», по христианской терминологии; четыре низших начала составляют его смертную, преходящую, природу, «душу» и «тело», по представлению христиан.

Это разделение на «тело», «душу» и «дух», принятое ап. Павлом и христианской философией, упрощено в обыденных понятиях христиан, которые смешивают душу и дух и употребляют часто одно выражение вместо другого, результатом чего получается путаница в понимании внутреннего человека.

Древнеиндусская эзотерическая психология, принятая Теософией, разбирается несравненно тоньше в сложном составе человека и разделяет его на:

1. физическое тело (Sthula Bhuta), которое служит проводником всех физических отправлений человека;

2. эфирное тело (Lingua Sharira), которое является носителем и проводником жизненной силы (Prana);

3. астральное тело (Kama Rupa), проводник страстей и желаний;

4. ментальное тело, тело мысли (Manas низший), проводник всех мыслительных процессов, совершающихся с помощью мозга.

Это — низшие, преходящие, начала человека. Высшая, бессмертная, Триада человека состоит из:

5. чистого разума, или интуиции (Manas высший);

6. духовного начала (Buddhi);

7. божественного начала, бессмертного Я (Atma).

Все эти начала человека представляют полную аналогию с различными сферами Космоса, которым, в свою очередь, соответствуют различные состояния сознания. Для сознательного соприкосновения человека с этими различными сферами Космоса человек должен довести до полного развития те проводники, которые имеются в зачаточном состоянии у каждого человека, но которые у большинства современных людей находятся еще на пути к развитию.

Так, способность ясновидения в астральной сфере может развить в себе только тот, кто, очистив свои эфирный и астральный проводники строго соблюдаемой диетой, определенным ритмом жизни и воздержанием во всем, добьется того, что проводники эти начнут отчетливо отвечать на вибрации астрального мира.

Ясновидение в ментальной сфере требует высокой степени сосредоточения мысли; проникнуть же в сферу Buddhi, или чистой духовности, может лишь тот, у кого сильно развита способность любить. Для людей равнодушных, не способных сильно любить и сострадать, эта сфера недоступна. Начнем наше изучение человека с физического тела.

Скачать архивированный файл (36К) в формате .doc
Главная страница
Структура сайта
Новости сайта
 
Николай Левашов
Выборы 2012
Зарубки
 
Книгохранилище
Электронные библиотеки
Книжные магазины
 
Созвучные сайты
Хорошее Кино
Публикации
 
Конспекты книг
Тексты книг
Запасник
 
«Воплощение мечты»
Наши рассылки
Объявления
 
Помочь
Пишите нам